Купить квартиру
Купить квартиру

Вызовы современности и пути их преодоления

  

 

Околотин В.С.

кандидат исторических наук, доцент филиала РАНХи ГС в г. Иванове

10 марта 2014 года

 

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ:

вызовы современности и пути их преодоления в региональном строительно-промышленном комплексе

(взгляд через год после основания)

 

 

 


   Постановка задачи: Создание условий для объединения усилий науки, бизнеса и органов власти с целью модернизации и технологического развития региональной экономики.

   Результаты: Рассмотрены существующие проблемы, определены направления сотрудничества с бизнесом и органами власти, предприняты первые практические шаги по его реализации. Разрабатывается концепция деятельности кафедры по профессиональному ориентированию будущих выпускников на работу в региональную строительную индустрию. Определен перечень действий позволяющих популяризировать научные достижения в сфере моделирования производства и строительных технологий для представителей региональной власти и производственников.

   Выводы: Сформулированы предложения по созданию региональной технологической платформы, объединяющей интересы науки, бизнеса и власти с целью достойного реагирования на вызовы современности в региональной экономике.

   Ключевые слова: Ивановский государственный политехнический университет, стратегия инновационного развития, строительно-промышленный холдинг «КСК», модернизация производства, договор о сотрудничестве, объединение усилий науки, бизнеса и власти в рамках региональной технологической платформы.

 

 

 

1.Потенциал вуза. Новые подходы к сотрудничеству с бизнесом и региональной властью.

 

   ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет» образован Приказом Минобрнауки России от 28 ноября 2012 года №995 на основе слияния двух вузов: Ивановского государственного архитектурно-строительного университета (ИГАСУ) и Ивановской государственной текстильной академии (ИГТА). Объединение ИГАСУ и ИГТА не случайно, поскольку свои истоки ФГБОУ ВПО «ИВГПУ» берет со дня открытия дверей Рижского политехникума (14 октября 1862 года), который вошел в историю как первый технический университет смежных дисциплин в царской России. Во время Первой мировой войны Рижский политехникум был эвакуирован сначала в Тарту, а затем в Москву. За время пребывания в Москве контингент студентов - латышей и немцев - почти полностью сменился на русских студентов - жителей центральной части России. Поэтому, когда возник вопрос о возвращении политехникума в Ригу, между профессорско-преподавательским составом и студентами возникли разногласия: студенты не хотели покидать Россию. Выход был найден: Рижский политехнический институт (студенты, часть преподавателей, оборудование и библиотека) принял предложение Иваново-Вознесенского губисполкома о размещении вуза в г. Иваново-Вознесенске, а ректорат с большей частью профессоров и преподавателей вернулся в Ригу. 2 июля 1918 года под председательством М.В.Фрунзе состоялось заседание Учебно-организационной Комиссии, утвердившее состав Иваново-Вознесенского политехнического института (ИВПИ) на базе Рижского политехникума в составе: прядильно-ткацкого факультета, факультета фабрично-заводских механиков, химического факультета, инженерно-строительного факультета с промышленно-строительным и санитарно-техническими отделениями, сельскохозяйственного факультета и Социально-экономического факультета. 10 августа 1918 года Председатель СНК В.И.Ленин подписал Декрет об учреждении ИВПИ.

 

   22 октября 1918 года начались первые занятия в ИВПИ, в составе 40 преподавателей и 1550 студентов. В рамках ИВПИ инженерно-строительный факультет занимал одно из ведущих мест: численность студентов факультета достигала 23 % (1919-1920 учебный год) от всего контингента студентов, а факультет возглавляли видные ученые: профессор В.М. Келдыш (1918-1919 гг.), профессор М.Н. Берлов (1919-1921 гг.), профессор А.И. Некрасов (1921-1922 гг.), профессор Б.Н. Веденисов (1922-1923 гг.), профессор Н.Н. Гениев (с 1923 г.). Два декана факультета в разное время занимали должность ректора ИВПИ: профессор М.Н. Берлов (механик) с 1918 г. и профессор А.И. Некрасов (теоретическая механика) с 1921 г. На факультете работали такие известные ученые, как: профессор А.И. Некрасов (теоретическая механика), профессор В.М. Келдыш (строительная механика), профессор В.И.Руднев (статика сооружений), профессор А.А. Борнеман (технология металлов и дерева), профессор В.В. Сушков (прикладная механика), профессор В.А. Варсонофьев и профессор Н.И. Сургунов (прикладная механика), профессор Б.Н. Веденисов (дороги), профессор Г.А. Зейберлих (зодчество), профессор М.М. Филоненко-Бородич (строительная техника), профессор М.Н. Берлов (детали машин), профессор Н.Н. Гениев (гидравлика и санитарная техника), профессор В.К. Дмоховский (наземное и подводное строительство), профессор В.К. Лебединский и профессор К.Н. Шапошников (строительная физика), профессор Н.Н. Лузин (математика), профессор М.Х. Суслин, профессор В.С. Федоров, профессор А.Я. Хинчин, профессор Д.Е. Меньшов (математика) и др. ученые.

 

   В 1924 г. на факультете состояли кафедры: теоретической механики, геодезии, строительного искусства и архитектуры, статики сооружений, железных дорог, мостов, инженерных сооружений, санитарной техники; действовали лаборатории: гидравлическая лаборатория; для испытаний строительных материалов, а также кабинеты: инженерных сооружений, строительного искусства, теоретической механики, технологии строительных материалов, геодезии, начертательной геометрии. Работала механическая мастерская.

 

   Однако, начиная с 1924 года, отсутствие средств стало «лихорадить» работу вуза. Так, 8 июля на совещании президиума губисполкома слушался вопрос об ИВПИ, где прозвучало сообщение ректора профессора Н.Н. Ворожцова о предложении Госплана закрыть, ввиду отсутствия финансирования, сельскохозяйственный и инженерно-строительный факультеты института. Более того, сообщил он, у Госплана имеется решение об объединении ИВПИ с Нижегородским политехом. Несмотря на протест со стороны губисполкома СНК на своем заседании постановил - закрыть инженерно-строительный и сельскохозяйственный факультеты ИВПИ и открыть строительное отделение при механическом факультете. После официального принятия решения о ликвидации инженерно-строительного факультета его 357 студентов были распределены по вузам страны. В частности, переведены в Томский технологический институт – 5 человек, в Новочеркасский политехнический – 13 и в Нижегородский – 53 студента. Внутри ИВПИ переведены на механическое отделение – 80 человек, на текстильное - 65, на химическое – 4 и на ликвидационном курсе оставлено 59 студентов. Всего было обеспечено учебными местами 279 студентов, остальные уволились, прекратили обучение или перевелись самостоятельно в учебные заведения других городов.

 

   В ноябре 1929 года состоялся Пленум ЦК ВКП(б), посвящённый улучшению подготовки технических кадров. Было принято решение о создании специализированных высших учебных заведений, способных готовить квалифицированные кадры для определённых отраслей промышленности. В мае 1930 года Иваново-Вознесенский политехнический институт прекратил свое существование, на его основе были сформированы отраслевые вузы, среди которых сельскохозяйственный, химико-технологический, текстильный и энергетический институты. К сожалению, по ряду причин среди них не оказалось инженерно-строительного вуза. Эта несправедливость была устранена лишь 1 октября 1981 года, когда в Иванове был образован Ивановский инженерно-строительный институт.

 

   Иваново-Вознесенский текстильный институт был создан приказом по Высшему Совету Народного Хозяйства СССР от 17 мая 1930 г. № 1374. После переименования в 1932 году города Иваново-Вознесенск в город Иваново институт стал именоваться Ивановским текстильным институтом. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 июня 1960 г. № 796 текстильному институту было присвоено имя М.В. Фрунзе. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 23 июня 1994 г. № 615 Ивановский текстильный институт переименован в Ивановскую государственную текстильную академию.

 

   В 2000-х годах ИГТА выступала как базовый вуз, центр образования и науки в области технологий текстильных изделий, текстильного дизайна, индустрии моды и менеджмента текстильного производства. Научно-педагогический потенциал ИГТА составлял: 59 докторов наук, профессоров; 264 кандидатов наук, доцентов; 10 научных направлений. Аспирантура и докторантура ИГТА осуществляла подготовку аспирантов и докторантов по 2 научным специальностям. Действовал специализированный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Среди высококвалифицированных специалистов вуза: Действительных членов Академий России – 7; Заслуженных деятелей науки и техники Российской Федерации – 7; членов-корреспондентов Академий России – 4; Заслуженных работников высшей школы – 17; Заслуженных работников текстильной и легкой промышленности Российской Федерации – 3; Лауреатов премии Правительства Российской Федерации – 9.

 

   В ИГТА была создана и успешно действовала Система Менеджмента Качества (СМК) образовательной и научной деятельности, основанная на соответствии основных ее положений международным стандартам. В 2010 году ИГТА была признана лауреатом первого Всероссийского конкурса ВОК в области менеджмента качества. Для ИГТА была характерна широкая география международных связей с родственными вузами и текстильными центрами Германии, Франции, Италии, Китая, Монголии, Чехии, Сербии, Беларуси и Узбекистана.

 

   Ивановский государственный архитектурно-строительный университет – относительно молодой вуз. Свою новейшую историю он вел с 1 октября 1981 года, когда состоялось официальное открытие Ивановского инженерно-строительного института. За свой 30-летний период развития вуз прошел путь от института к академии, затем к университету: ИИСИ – ИГАСА – ИГАСУ. К 2012 году в ИГАСУ обучалось около 5 тыс. студентов на 7 факультетах. Обучение осуществлялось по 24 образовательным программам ВПО ГОС-2, в т. ч. 17 специальностям, 5 направлениям бакалавриата и 2 направлениям магистратуры. По образовательным программам ФГОС-3 в ИГАСУ 25 программ, из них 5 специальностей, 14 направлений бакалавриата и 6 направлений магистратуры.

 

   ИГАСУ – единственный в Ивановском регионе вуз, осуществлявший подготовку инженерно-технических кадров по 5 специальностям ФГОС третьего поколения. В ИГАСУ была создана уникальная интегрированная система непрерывного образования в области строительства и архитектуры, включавшая в себя НПО, СПО, ВПО, ДПО, переподготовку кадров и повышение квалификации, а также послевузовскую подготовку кадров высшей квалификации. Коллектив ИГАСУ насчитывал 912 человек, в том числе профессорско-преподавательского состава – 382 человека и 530 сотрудников из числа научного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала. Среди преподавателей университета один академик РААСН, один член-корреспондент РААСН, один заслуженный деятель науки России, три Советника РААСН, три заслуженных работника России, 14 человек имеют звание Почетного работника профессионального образования РФ и один работник – звание Лауреата Премии Правительства РФ. В университете работали 42 доктора и 225 кандидатов наук, активно велась подготовка кадров высшей квалификации по 18 специальностям аспирантуры и 3 специальностям докторантуры. Активно функционировал Диссертационный совет по защите докторских диссертаций по трем специальностям. Ежегодно более 20 % преподавателей и сотрудников университета повышали свою квалификацию различными формами: стажировки, курсы повышения квалификации, семинары, в т. ч. через Web-семинары. Значительное внимание уделялось повышению квалификации ППС в области использования современных информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе.

 

   К 2012 году ИГАСУ вышел на уровень крупного центра фундаментальных и прикладных исследований в области строительного материаловедения, производства строительных материалов, дорожного строительства, прочности и надежности строительных конструкций, экономики и организации строительства и коммунального хозяйства. Ежегодный объем НИР, выполнявшихся учеными вуза достиг более 20 млн. рублей. Было получено более 3000 патентов и авторских свидетельств, сформировано 15 научных школ, которые возглавляли видные ученые, известные не только в России, но и за рубежом. В университете были созданы 2 малых инновационных предприятия, эффективно занимавшихся вопросами технической экспертизы и дизайна. На протяжении не одного десятка лет в ИГАСУ проходила Международная научно-техническая конференция «Информационная среда вуза», регулярно выходили сборники научных трудов, «Ученые записки» факультетов. Активно развивались партнерские отношения в сфере научных изысканий. Многие проекты ИГАСУ осуществлялись совместно с Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН), с другими ведущими вузами и научными центрами страны, в том числе и по заказу органов регионального управления, промышленных предприятий и строительных организаций. Университет располагал материальной базой, позволявшей вести качественную подготовку кадров. Имелась внутренняя информационная сеть, охватывавшая все учебные корпуса ИГАСУ, 14 компьютерных классов и специализированных аудиторий. Создан Региональный центр открытой сети передачи и распространения профессиональных знаний в строительной отрасли (РЦОС), позволивший активно использовать методы и приемы дистанционного обучения.

 

   У ИГАСУ всегда были широкие международные связи с вузами Польши, Германии, Казахстана, Белоруссии, Армении и других стран, тесные связи с Союзом строительной промышленности земель Берлин и Бранденбург в области профессионального обучения. Ведущие преподаватели и ученые ИГАСУ принимали участие в международной программе «Безопасность движения» под эгидой Всемирной организации здравоохранения при ООН.

 

   Объединив в 2013 году накопленный опыт, традиции, научный, образовательный и материально-технический потенциал обоих вузов, ИВГПУ вступил на новый амбициозный этап своего развития. Миссия, разработанная для него, предполагает создание системы опережающего кадрового и научно-инновационного обеспечения процесса многоуровневой и непрерывной подготовки специалистов, способных отвечать на современные системные вызовы, в условиях интеграции науки, образования и бизнеса , а также активного включения в мировое научно-образовательное пространство. Университет в своей деятельности опирается на принципы автономности, интеграции науки, образования и практики, свободы исследований, обучения и преподавания, открытости. Как сообщество ученых, преподавателей, сотрудников, студентов и обучающихся университет стремится к преумножению интеллектуального потенциала общества и сохранению исторических и культурных традиций страны и региона.

 

   С целью ее воплощения определена стратегия ИВГПУ, включающая в себя следующие направления:

  

   1.Совершенствование образовательной деятельности, предусматривающее обеспечение высокотехнологичных отраслей экономики конкурентоспособными кадрами на основе системной модернизации многоуровневого образования.

 

   2.Совершенствование кадрового потенциала. Это создание эффективной системы формирования и воспроизводства высококвалифицированных кадров на основе принципа непрерывности образования, обладающих необходимыми компетенциями и способными обеспечить высокий уровень подготовки студентов и конкурентоспособность вуза.


   3.Совершенствование научной деятельности. Развитие научных школ по приоритетным направлениям науки, техники и технологии, формирование современной научно-технической базы, отлаженной системы подготовки научных кадров высшей квалификации.

 

   4.Развитие инновационной базы, через создание развитой инфраструктуры вуза, ускоренное развитие инноваций, достижение высокого качества образования и высокого уровня научно-исследовательских работ.

 

   5. Развитие международной деятельности. Оно предусматривает подготовку кадров с международным уровнем профессиональной и социальной компетенции, интеграцию в международное образовательное пространство, обеспечение международной мобильности студентов, преподавателей, научных сотрудников, обмен опытом с зарубежными вузами и т.д.

 

   6.Развитие инфраструктуры и общей материальной базы имущественного комплекса для осуществления качественного образования, научно-инновационных исследований и высокотехнологичных разработок.

 

   7. Формирование разветвленной сети информационного обеспечения учебного, научно-исследовательского и инновационного процессов.

 

   8.Совершенствование управления вузом, научно-исследовательскими и образовательными процессами с целью адекватного реагирования на вызовы.

 

   9.Интеграция вуза в региональную экономику с целью формирования стратегического партнерства с промышленными предприятиями, структурами власти и бизнеса. Переход к научно-исследовательскому университету и созданию на его основе научно-образовательно-производственного кластера в регионе.

 

   Таким образом, Ивановский государственный политехнический университет, обладая огромным научным потенциалом, поставил перед собой сложную и амбициозную цель - ответить на вызовы современности, как на региональном, так и федеральном уровнях. Чтобы ответить на вопрос может ли она соприкасаться с государственными установками и исходить из потребностей строительной индустрии, обратимся к следующим материалам.

 

 

2. Государственные программы как ответ на вызовы современности

 

   8 декабря 2011 года распоряжением правительства была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»[1]. Она разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Исходя из ее положений, была разработана и утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года программа «Развитие науки и технологий на 2013 – 2020 гг.». Ответственным исполнителем данной госпрограммы является Министерство образования и науки Российской Федерации, а среди ее ведущих участников значится Российская Академия архитектуры и строительных наук. Организатором данной, уже ставшей традиционной 8 Международной научной конференции является отделение строительных наук и ее центральное региональное отделение[3]. Поэтому есть все основания для активного участия ИВГПУ и других вузов в реализации данной государственной программы. Определен и инструментарий такого участия. Он сформулирован в Федеральном законе РФ от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» в действующей редакции[4]. Данный закон предоставил право бюджетным научным учреждениям быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых будет заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности[5].

 

   Указанные документы призваны ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Они задают долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок. К сожалению, предпринятые ранее усилия в этой области не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы как страны, так в регионах. В результате ключевой проблемой настоящего времени является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования, в том числе на уровне высшего и послевузовского профессионального образования.

 

   Под воздействием кризисной ситуации в национальной экономике 2008-2009 гг. большинство предприятий, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь вынуждены экономить на развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и перевооружение.

 

   Поэтому основными задачами, затрагивающими сферу образования, согласно Стратегии являются:

-развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

-повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

-формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

-активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями и др.

Для решения каждой из них необходим определенный перечень мероприятий. Так, решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:

-создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;

-пропаганду инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности и т.д.

 

   При этом инновационная модель поведения бизнеса должна стать доминирующей в развитии компаний в целях повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках. Однако на этом пути имеются серьезные препятствия. К их числу в Стратегии отнесены следующие проблемы:

-сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием;

-недостаточность усилий региональных и муниципальных властей по улучшению условий для инновационной деятельности;

-взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики, которое пока не носит достаточно регулярного характера и не обеспечивает сбалансированного представления интересов различных инновационно активных предприятий;

-недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций, в частности ограниченная гибкость и неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей между различными участниками инновационных процессов, а также на формирование и развитие научно-производственных партнерств и т.д.

 

   Что же нам предстоит выполнить для реализации данной стратегии. Прежде всего, это решение задачи по повышению восприимчивости бизнеса и региональной экономики к инновациям. Ее осуществление возможно через формирование механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании исследований и разработок. Далее приоритетом деятельности вуза должна стать нацеленность на развитие университетского сектора исследований и разработок, углубление его кооперации с передовыми компаниями реального сектора экономики, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ.

 

   Это позволит формировать корпус компетентных руководителей в вопросах инновационного развития университета, а в совокупности с другими факторами создать целостную и работоспособную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации, в том числе и со стороны региональных секторов экономики. В свою очередь формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок обеспечит расширенное воспроизводство знаний, а также повышение эффективности и результативности инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

 

   Важным инструментом объединения усилий бизнеса, науки и государства по реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики, согласно Стратегии, являются технологические платформы. При этом четко определены сферы интересов науки и промышленности, где они могут быть реализованы и сформулировано ее научное понимание.

 

   Технологическая платформа представляет собой коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества), а также на совершенствование нормативной правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития.

 

   Формирование и развитие технологических платформ направлено на решение следующих задач:

-усиление влияния бизнеса и общества на определение и реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;

-выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики;

-определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;

-развитие центров превосходства и центров компетенций в научно-технологической сфере, повышение потенциала для реализации сложных научно-технологических проектов, требующих участия различных организаций и междисциплинарного взаимодействия и т.д.

 

   В рамках технологических платформ предполагается свобода конструирования механизмов управления, правил взаимодействия ее участников при соблюдении следующих общих принципов:

-четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса и приоритетных государственных интересов;

-значимое представительство интересов бизнеса и ключевых потребителей в органах управления технологической платформы;

-ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач;

-направленность на проведение исследований и формирование необходимых образовательных программ;

-активность в привлечении негосударственных средств из различных источников;

-прозрачные правила участия в технологической платформе, открытость для входа новых участников и отсутствие дискриминации в отношении определенных групп компаний и организаций;

-ясность и публичность результатов, достигнутых участниками технологической платформы.

 

   Итогом реализации технологической платформы должно стать воспроизводство кадрового потенциала науки, а также преемственности в развитии научных школ без потери накопленного потенциала. Более того, это позволит создать благоприятные условия и стимулы для прихода в науку талантливой молодежи, склонной к исследовательской работе.

 

   Через технологические платформы также можно активно обеспечивать разработку региональных программ и стратегий инновационного развития. В свою очередь их реализация будет содействовать координации усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитию инновационного предпринимательства, улучшению взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры - научно-исследовательскими и образовательными центрами, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями.

 

   Таким образом, стратегия развития Ивановского государственного политехнического университета во многом соответствует целям и приоритетам инновационного развития Российской Федерации в сфере науки и образования. Разработанные и предложенные правительством формы сочетания интересов науки, бизнеса и государства, обеспечивающие необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы, могут с успехом реализованы университетом в региональных условиях.

 

 

3. Состояние региональной отрасли строительной индустрии. Хватит «вариться в собственном котле».

 

   Развитие и стимулирование жилищного строительства остаётся приоритетным направлением деятельности Правительства Ивановской области. В том числе и по этой причине региональная строительная отрасль промышленности демонстрирует в последнее время устойчивый рост. Такой продуманный подход сформировал привлекательность строительства для инвесторов, вселил в них уверенность и ощущение защищённости, позволил строить планы на длительную перспективу. Строительно-промышленный холдинг «Комбинат строительных конструкций» занимает лидирующие позиции в области по производству строительных материалов[7]. Его ведущее предприятие с одноименным названием было образовано в 2003 году на базе обанкротившегося производственного предприятия «Сельский строительный комбинат». Имущественный комплекс комбината был построен к 1981 году для производства строительных конструкций аграрной отрасли хозяйства региона. Первая продукция была выпущена 36 лет назад в 1978 году, проектная, но так и неосвоенная мощность предприятия, составляла 100 000 м3 сборного железобетона.

 

   Со сменой собственников началась модернизация комбината. Произведено перевооружение и модернизация основного бетонно-растворного узла (полностью компьютеризирован), смонтирован мобильный бетонный узел «Элкон» (Турция). В арматурном цехе установлены станки нового поколения: гибочные, стыковочные, сверлильные, сварочные, металлорежущие; отремонтированы основные производственные цеха. Приобретено большое количество автомобильной спецтехники (миксеры, бетононасос, погрузчики, самосвалы, манипуляторы). Работники компании успешно освоили установленное на комбинате оборудование производства Германии, Испании, Китая, Турции. В 2008 году была смонтирована линия безопалубочного формования пустотного настила фирмы «Техноспан» (Испания), Быстро растущий спрос на выпускаемую с помощью ее продукцию стал основой для дальнейшей технологической модернизации комбината и замены линии безопалубочного формования пустотного настила «Техноспан» на более современную машину (экструдер) компании NORDIMPIANTISISTEM.SRL (Италия). Следует сказать, что подписание договора на поставку и монтаж экструдера, а также его запуск в ноябре 2013 года осуществлялись при участии региональных руководителей и представителей НП СРО «Союз Строителей Верхней Волги» (г. Кострома).

 

   По оценкам специалистов новая технология позволит снизить себестоимость плит пустотного настила, улучшить их качество и объем выпускаемой продукции остро востребованных на строительном рынке региона и за его пределами. В конечном итоге это приведёт к снижению стоимости возводимых холдингом объектов, увеличению объемов жилищного строительства в регионе и успешной реализации государственной целевой программы по обеспечению населения доступным и комфортным жильем. С освоением новейшей для отечественной строительной индустрии технологии, у комбината появляются хорошие перспективы выхода на межрегиональный уровень, прежде всего, на рынки Ярославля, Владимира, Костромы.

 

   В настоящее время для упрощения доступа населения к выпускаемой продукции и обеспечения покупателей современным сервисом, комбинат расширяет своё присутствие на розничном рынке. Новым предложением от КСК для этой категории покупателей стал комплект изделий и материалов для застройки по индивидуальному проекту. Для продвижения продукции комбината потребителю в областном центре открыт ряд Торгово-выставочных площадок «Торгового дома КСК». В соответствии с маркетинговой программой предприятия в 2013-2014 гг. планируется открытие сети офисов продаж на территории города, Ивановской области и соседних регионов. Определены ближайшие стратегические задачи ПК «КСК», которые предусматривают замену отечественного оборудования бетонорастворного узла на импортное, производство «Sikoma» (Италия), реконструкцию котельного цеха комбината и дооснащение линии безопалубочного формования новыми компонентами фирмы-партнёра NORDIMPIANTISISTEM.SRL (Италия)

 

   Комбинат значительно расширил линейку выпускаемой продукции и освоил производство элементов высотно-каркасного домостроения (колонны, ригеля, диафрагмы жесткости). Это позволило холдингу наряду с кирпичным домостроением приступить к освоению новой строительной технологии сборно-монолитного каркасного домостроения (СМКД). По оценкам специалистов данная технология обеспечивает оптимальное сочетание скорости и качества строительных работ с одновременным снижением стоимости строительства. У руководства комбината также существует ясное понимание того, что после стабилизации рынка жилищного строительства в регионе в следующий круг выйдут не сильнейшие, а те предприятия строительной индустрии, которые смогут обеспечить радикальное повышение эффективности производства строительных материалов. Это станет возможно путем применения более совершенных технологий, позволяющих дать простор пожеланиям заказчиков, фантазиям и идеям архитекторов и проектировщиков, сокращения сроков строительства без ущерба качеству, надежности и комфортабельности, снижения инвестиционных рисков и повышения оборачиваемости инвестиционных средств, а в конечном итоге - сокращения эксплуатационных затрат жильцов и коммунальных служб на содержание домов[8, с.10-11].

 

   Модернизация холдингом оборудования и освоение им новых технологий домостроения с целью снижения себестоимости жилья полностью соответствует долговременной стратегии государства в этом направлении. Реализуя данную установку комбинат строительных конструкций и холдинг «КСК» стремятся осваивать новые горизонты регионального и межрегионального рынка строительных услуг, способствуя тем самым укреплению экономики Ивановской области.

 

   Вместе с тем перед предприятиями холдинга по-прежнему существует масса проблем, значительная часть которых является наследием прошлого. Поиск многих решений по модернизации оборудования строится без скрупулезного научного расчета различных сторон этого процесса. Чем сложнее приобретаемое оборудование, тем острее проблема со специалистами и их закреплением на производстве. Возникает проблема адаптации новых видов строительных конструкций к существующим потребностям строительного рынка. Требуется массовая популяризация достижений, в том числе и комбината, среди индивидуальных застройщиков из числа населения, которые обладает значительным запасом свободных денежных средств, размещенных на банковских депозитах. В результате осмысления даже этого набора проблем возникает острая потребность в долговременном и взаимовыгодном сотрудничестве с ведущим вузом области Ивановским государственным политехническим университетом и другими вузами. Именно в таком сотрудничестве руководство строительно-промышленного холдинга «КСК» видит перспективы для своего поступательного развития.

 

 

4. Взаимные поиски выхода из назревшей ситуации

 

   Точкой отсчета установления сотрудничества между ИВГПУ и строительно-промышленным холдингом «КСК» следует считать 12 декабря 2013 года, когда в конференц-зале университета состоялось заседание круглого стола на тему: «Стройиндустрия: направления развития и перспективы сотрудничества ИВГПУ и группы компаний «КСК». В ходе заседания представители обеих сторон высказали суждения по существу заявленной темы, что позволило не только вскрыть существующие проблемы, но и расширить ее границы. В результате дискуссии стороны пришли к выводу, что существует острая потребность в установлении тесного научно-практического сотрудничества между ИВГПУ, как научным учреждением и высшим учебным заведением, с одной стороны и строительно-промышленным холдингом «КСК» - с другой.

 

   Вместе с тем дискуссия показала слабую структурированность интересов обеих сторон в организации взаимовыгодного сотрудничества, недостаточность влияния бизнеса на формирование и выбор стратегических направлений НИОКР, а также на подготовку специалистов различных специальностей. В связи с этим было принято решение об образовании двухсторонней рабочей группы для подготовки предложений по практическому воплощению результатов дискуссии, с оформлением направлений возможного сотрудничества между ИВПГУ и строительно-промышленным холдингом «КСК».

 

   В ходе выполнения данного поручения рабочей группой были проанализированы Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов в части касающейся развития научно-исследовательского потенциала высшего образования и кооперации ВУЗов с промышленностью, положения Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», а также постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. №92 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального и высшего образования»[6]. Это подтвердило, что в настоящее время ощущается острый недостаток в базисных инструментах по формированию и реализации научных разработок из-за разобщенности бизнеса, науки и государства. Среди инструментов, которые могут быть использованы для преодоления названных факторов, в прогнозе названа разработка «Технологических платформ» (ТП, которые бы смогли объединить усилия образовательных учреждений, научного сектора, предпринимателей, потребителей и государства. По оценкам специалистов, в отличие от инноградов, технопарков и кластеров, ТП не имеют территориального ограничения. По сути – это координационный механизм, коммуникационный инструмент, деятельность которого направлена на активизацию усилий в области создания новых перспективных технологий, продукции и услуг, развитие инноваций, подготовки кадров.

 

   В числе предпосылок для формирования ТП в документах названы следующие: наличие стратегических технологических вызовов; неясность (недостаточная структурированность) интересов бизнеса; недостаточность влияния бизнеса на стратегические направления научных исследований и разработок; потребность в формировании новой научной кооперации для решения стратегических задач; множественность инструментов и каналов государственной поддержки исследований и разработок в соответствующей области и т.д. Несмотря на то, что перечень технологических платформ в приоритетных отраслях промышленности определен правительственными решениями и в нем отсутствует строительная индустрия, рабочая группа все же сочла возможным перенести подобный опыт на развитие отношений университета со строительно-промышленным холдингом «КСК» и через это сотрудничество продолжить реализацию стратегии инновационного развития. По мнению членов рабочей группы, отправными моментами для единения усилий со стороны университета и бизнеса по созданию ТП являются:

 

   Для бизнеса – это усиление воздействия новых технологий на управление и его организационные формы, стимулирующее развитие гибких сетевых структур. Следует ожидать позитивных кардинальных изменений в бизнес-моделях предприятий, которые инициируют постоянно совершенствующиеся решения в линейке технологий комплексной автоматизации (информатизации) производственных процессов. Новый инструментарий ломает старые стереотипы ведения бизнеса. Исчезает «экран» между заказчиком и клиентом.

 

   В последнее время производственные системы, ориентированные на заказчика, стали приходить на смену массовому производству. В ближайшее время их развитие войдет в новую стадию. Технология, поддерживающая эти системы, доведена до того, что сигналы с рынка о характеристиках заказа теперь могут дойти непосредственно до того комплекса оборудования, который будет задействован в его выполнении. Более того, этот комплекс сможет самостоятельно скоординировать свою работу. Можно предположить, что снятие проблем в соединении информационных потоков, генерируемых рынком, с информационными потоками, циркулирующими в производственных комплексах, снизит операционные издержки и тем самым придаст новые преимущества производству, ориентированному на конкретных потребителей, в конкуренции с массовым производством.

 

    Для научных учреждений в среднесрочной перспективе ожидается рост спроса на высококвалифицированные (инженерные) кадры со стороны высоко- и среднетехнологических отраслей. При этом нерешенной остаются проблема воспроизводства высококвалифицированных кадров, до сих пор не создана система формирования прогнозов подготовки специалистов, фактическая подготовка специалистов не соответствует требованиям работодателей, бизнес не содействует подготовке кадров и т.д..

 

   Исходя из этого предполагалось, что для разработки ТП будет инициировано предложение о создании Совещательного Комитета, в который войдут топ-менеджеры холдинга, ведущие научные эксперты ИВГПУ, органов власти, представители СРО строителей, архитекторов и проектировщиков. Он должен разработать Стратегический план исследований – основной документ, в котором будет обосновано в каких направлениях, почему, с какими целями и в какие сроки необходимо проводить исследования в рамках данной ТП, а также разработан план их реализации. Данное предложение, а также варианты его реализации были вновь обсуждены на расширенном заседании представителей университета и КСК 21 января 2014 года. В итоге было решено признать перспективным предложение по созданию ТП на базе университета, холдинга КСК с последующим привлечением к его деятельности региональной власти. Вместе с тем отсутствие ясного представления о конкретике научно-производственной кооперации не позволили активизировать ее построение. Было решено начать с заключения договора о сотрудничестве между ИВГПУ и строительно-промышленным холдингом «КСК», в котором отразить все направления будущих отношений вплоть до назначения лучшим студентам именных стипендий и проработки вопросов их мотивированного закрепления на производстве. В целях привлечения внимания к данному сотрудничеству органов власти он был подписан 17 февраля 2014 года на производственной площадке КСК при участии Главы администрации г. Иванова А.С. Кузьмичева.

 

   В рамках выполнения условий этого договора уже утверждены темы дипломных проектов и начата их разработка на материалах строительно-промышленного холдинга. Разрабатывается концепция деятельности кафедры по профессиональному ориентированию будущих выпускников на работу в региональную строительную индустрию и в первую очередь на комбинат строительных конструкций. Определен перечень действий позволяющих популяризировать научные достижения в сфере моделирования производства и строительных технологий для представителей региональной власти и производственников.

 

   Таким образом, потенциал университета позволяет настойчиво воплощать стратегию его развития, опираясь при этом на различные организационные формы сотрудничества с бизнесом, формирование пристальной заинтересованности в нем со стороны региональных органов власти.

 

Библиографический список

 

  1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-Р // Собрание законодательства РФ, 02.01.2012, №1, ст. 216.

  2. О науке и государственной научно-технической политике (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2014). Федеральный закон от 23.08.1996 №127 –ФЗ (ред. от 02.11.2013)//Собрание законодательства РФ, 26.08.1996, №35, ст. 4137.

  3.  Об утверждении государственной программы Рроссийской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013 – 2020 гг. Распоряжение правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №2433-р//Собрание законодательства РФ, 24.12.2012. №52, ст.7569..

  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Федеральный закон 2 августа 2009 года N 217-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 03.08. 2009, №31, ст.3923.

  5. О реализации Федерального закона от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Письмо Минобрнауки РФ от 07.08.2009 №ВМ-790/04// Вестник образования России. №18 сентябрь. 2009.

  6. Об утверждении правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального и высшего образования. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. №9// Собрание законодательстваРФ, 07.12.2014, №7, ст.686.

  7. Околотин В.С. Строительно-промышленный холдинг «КСК»: история и современность (1976-2013 гг.)/В.С. Околотин. Иваново: А-ГРИФ. 2013. 232 с.

  8. Шембаков В.А. Сборно-монолитное каркасное домостроение. Руководство к принятию решения/ В.А. Шембаков. Изд. 6 пер. и доп. Чебоксары: 2010. 160 с.